Страница обновлена 22.03.2017

Резолюция региональной научно-практичоской конференции

«ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ»

28 ноября 2012 года состоялась региональная научно-практическая конференция «Эффективные модели государственно-общественного управления в образовании», организованная Департаментом образования Ярославской области, ГОАУ ЯО «Институт развития образования», Управляющим совет муниципальной системы образования  Тутаевского муниципального района.

Целью региональной научно-практической конференции являлось коллективное обсуждение проблем, тенденций, организационных проектов  улучшения деятельности органов государственно-общественного управления в региональной системе образования.

В ходе конференции были рассмотрены следующие вопросы:

  • концепция развития института государственно-общественного управления образованием в Ярославской области (практики функционирования управляющих советов ОУ);
  • опыт создания и деятельности управляющих советов муниципальных систем образования, управляющих советов в общеобразовательных учреждениях; дошкольных образовательных учреждениях; учреждениях дополнительного образования детей
  • общественная экспертиза в сфере образования;
  • формы обучения общественных управляющих;
  • социальное проектирование в деятельности Управляющих советов;
  • форматы взаимодействия органов ГОУ образовательного учреждения с органами власти, партнерами из необразовательных сфер;
  • способы преодоления формализма в деятельности Управляющих советов.

В обсуждении проблем конференции приняли участие 153 специалиста, в числе которых представители Департамента образования Ярославской области, представитель общественной палаты Ярославской области, научные работники ГОАУ ЯО «Институт развития образования», руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, общественные управляющие, руководящие и педагогические работники образовательных учреждений, специалисты муниципальных методических служб Ярославской области.

Конференция проходила в режиме 2-х пленарных заседаний и 4-х секций на базе МОУ СОШ №6 г. Тутаев.  Информационная поддержка осуществлялась информационно-образовательным центром г. Тутаев  (http://ioctut.edu.yar.ru) и редакционно-издательским отделом ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

В результате заслушанных в ходе научно-практической конференции выступлений, предложений и их обсуждений участники  конференции обращаются с предложениями в адрес:

Департаменту образования Ярославской области

  • продолжить обсуждение концепции развития института государственно-общественного управления образованием в Ярославской области;
  • инициировать создание органа государственно–общественного управления либо общественного совета при Департаменте образования области;
  • признать успешным опыт Тутаевского муниципального района как ресурсного регионального центра оп развитию государственно-общественного управления в региональной системе образования;
  • признать успешным опыт создания и деятельности органов государственно-общественного управления муниципальных систем образования;
  • инициировать создание с участием общественности независимой системы оценки качества работы образовательных организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;
  • распространить практику создания коллегиальных органов управления в учреждениях НПО, СПО с участием общественности (родители, работодатели), наделенные полномочиями с  наделенных полномочиями по принятию решений по вопросам образовательной и финансово-хозяйственной деятельности.

Муниципальным органам управления  образованием

  • развивать практику создания коллегиальных органов государственно-общественного управления образованием в общеобразовательных учреждениях, дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей наделенных полномочиями по принятию решений по вопросам образовательной и финансово-хозяйственной деятельности4.
  • инициировать привлечение к оценке качества муниципальных систем образования внешних заинтересованных лиц и организаций;
  • активнее привлекать СМИ к формированию позитивного имиджа управляющих советов муниципального уровня, уровня образовательных учреждений.

ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

  • на регулярной основе организовать подготовку общественных управляющих, общественных и общественно-профессиональных экспертов;
  • развивать научно-методическое сопровождение развития практики деятельности управляющих советов на муниципальном уровне, уровне образовательных учреждений;
  • обеспечивать изучение, обобщение и распространение положительного опыта по развитию практики государственно-общественного управления на муниципальном уровне, уровне образовательного учреждения;
  • содействовать обобщению и распространению эффективных форм сетевого взаимодействия управляющих советов в региональной системе образования.

Общеобразовательным учреждениям, дошкольным образовательным учреждениям, учреждениям дополнительного образования детей

  • развивать успешную практику проектирования и общественной экспертизы качества образовательных программ образовательных учреждений;
  • развивать формы государственно-общественного управления и социального партнерства.

Предложения по итогам работы секции №1
«Эффективные модели государственно-общественного управления в сфере образования на муниципальном уровне»

(26 участников из 14 муниципальных районов)

  • выпустить словарь-справочник «Государственно-общественное управление образованием в Ярославской области» с уточнением ключевых понятий и терминов, признанных в регионе;
  • издавать региональную газету или журнал «Государственно-общественное управление образованием» (в том числе, решающие задачи социальной рекламы акций управляющих советов, повышения престижа системы образования, признания заслуг общественных управляющих);
  • регулярно обновлять портал «Образование и общество», сделать его центром медиа-жизни управляющих советов и других заинтересованных лиц территории;
  • способствовать оформлению в регионе практики общественно-государственного управления (т.е. сопровождать общественные и саморегулируемые организации, которые являются «органами коллективного принятия решений» и обеспечивают ресурсную поддержку общественных инициатив);
  • организовать региональный конкурс общественных управляющих в подсистемах «школы», «дошкольные учреждения» (с представлением реальных проектов УС и возможностью их финансирования – в качестве приза конкурса);
  • разработать подход и осуществлять сопровождение органов ГОУ в малокомплектных сельских школах, рассмотреть возможность создания ассоциации подобных ОУ, региональной инновационной площадки;
  • осуществить разработку и реализацию программ обучения и поддержки общественных управляющих: команд ОУ (с обязательным участием директора ОУ), представителей детского самоуправления;
  • разработать и реализовать региональные программы подготовки «профессиональных родителей» (использовать опыт реализации аналогичных программ ГОАУ ЯО ИРО («Профессиональная школа родителей»), МЭСИ («Электронный университет»), Клубов родителей (Переславль-Залесский) и др.);
  • разработать и реализовывать образовательные программы поддержки общественной деятельности детей, стимулировать развитие детских общественных организаций, возникновение муниципальных и региональных штабов, организовать и проводить на постоянной основе выездной региональный летний лагерь детских общественных управляющих на базе Рыбинского муниципального района;
  • распространять опыт разработки и реализации детско-взрослых проектов (ДДД Тутаевского МР «К Истокам нашим», Совета старшеклассников г. Ярославля и др.);
  • способствовать вхождению специалистов образования в советы и другие коллегиальные органы ведомств социальной сферы;
  • инициировать разработку межведомственных проектов социальной направленности с участием учреждений образования, профсоюзов, различных ведомств социальной сферы, представителей бизнеса, производств; учесть опыт Тутаевского муниципального района в организации муниципальной ярмарки долгосрочных детско-взрослых социально-значимых проектов «Креативное поколение», разработать подходы к региональной ярмарке;
  • признать успешным опыт Общественного совета МСО г. Ярославля по целевому сопровождению отдельных целевых групп, заинтересованных в развитии системы образования: общегородских конференций родителей, старшеклассников (сетевая группа «В Контакте», акции детского самоуправления, целевые конкурсы Общественного совета), развивать формы навигации клиентов, обращающихся с запросами в Общественный совет («Общественная приемная»);
  • организовать организационно-деятельностную игру (на базе Тутаевского МР) по теме «Общественная экспертиза качества образования» для выработки региональной методики и описания процедур;
  • организовать межмуниципальный семинар (на базе Рыбинского МР) по теме «Функционирование органов государственно-общественного управления в малокомплектной сельской школе».

Предложения по итогам работы секции №2
"Эффективные модели государственно-общественного управления в сфере образования на уровне общеобразовательного учреждения"

(34 участника из 13 муниципальных районов)

  • инициировать проведение вебинаров по обмену опытом с учреждениями ЯО и других регионов;
  • организовать обучение членов управляющих советов в интерактивной форме – через участие в деятельности.

 

Предложения по итогам работы секции № 3
"Эффективные модели государственно-общественного управления в сфере образования на уровне дошкольного образовательного учреждения"

(28 участника из 12 муниципальных районов)

  • учитывая, что деятельность УС стимулирует дошкольные образовательные учреждения к развитию, оказывает влияние на формирование имиджа учреждения, повышает уровень информированности общественности о состоянии дел в ОУ, расширяет возможности в удовлетворении «общественного заказа» на образование, обеспечивает защиту интересов и прав участников ОП рекомендовать ДОУ ЯО развивать практику создания УС в дошкольных учреждениях;
  • рекомендовать органам управления образованием активно освещать в средствах массовой информации положительный опыт деятельности УС образовательных учреждений и УС муниципального уровня;
  • с целью обеспечения эффективности деятельности органов ГОУ рекомендовать ДО ЯО организовать на базе Института развития образования обучение общественных управляющих по вопросам организации коллективной деятельности членов УС (моделирования деятельности УС, организации деятельности проектных команд,  использованию различных способов коммуникации с заинтересованными организациями, проведению организационно-деятельностных игр и способов представления замыслов);
  • инициировать обеспечение органов ГОУ образованием, руководителей ОУ пособиями, методическими рекомендациями, программами и другими научно-методическими разработками по организации деятельности субъектов ГОУ;
  • инициировать проведение конкурса председателей управляющих советов;
  • инициировать создание стандартов, которые помогли бы отследить работу управляющего совета;
  • продолжить обсуждение Концепции  развития института государственно-общественного управления образованием в Ярославской области в дошкольных учреждениях Ярославской области.

Предложения по итогам работы секции № 4
"Эффективные модели государственно-общественного управления в сфере образования
на уровне учреждения дополнительного образования детей"

(15 участников из 8 муниципальных районов)

  • рекомендовать органам ГОУ проводить (инициировать)  PR-акции деятельности учреждений дополнительного образования детей (в том числе через федеральный сайт некоммерческих организаций);
  • инициировать разработку критериев и показателей для проведения общественной оценки качества образования в УДОД;
  • рекомендовать включать в состав УС УДОД большее количество обучающихся (УС – инкубатор освоения управляющих функций для детей);
  • инициировать создание единого УС школы и УДОД (формировать общую политику микрорайона);
  • инициировать организацию «Школы лидеров» для подготовки детей – членов УС.

Резолюция принята 28 ноября 2012 года.

Резолюция конференции